1 - нравится
0 - не нравится
100.0%
Зеркало

Зеркало (1974)

Герой картины мучительно боится потерять любовь и понимание близких людей: матери, любимой женщины, сына. И чувствует, что жизнь с каждым днем все дальше уводит их друг от друга. Пытаясь сохранить семью, он обращается памятью к самым сильным впечатлениям своего детства, стараясь в том, детском, мировосприятии найти опору и оправдание своим сегодняшним переживаниям.

Факты

  • Изначально по сценарию роли для Анатолия Солоницына в фильме не было, она была придумана специально. (Из воспоминаний М. Тереховой).
  • В квартире Алексея, когда он разговаривает с матерью по телефону, можно заметить плакат фильма "Андрей Рублев", режиссером которого также является Андрей Тарковский.
  • Идея создания фильма появилась в 1967 году после окончания съёмок картины "Андрей Рублёв". По воспоминаниям драматурга А. Мишарина, во время прогулки с Тарковским вдоль Измайловских прудов речь зашла о сценарной истории, в которой были бы отражены современность нашей страны, сегодняшний день, реалии нашей действительности. Сюжет предполагаемой картины при этом во многом совпадал с реальной жизнью Тарковского, в частности, обсуждались такие детали, как уход отца из семьи, непростые отношения главного героя с родителями и т. д.
  • Сценарий фильма имел название "Белый, белый день".
  • А. Мишарин и А. Тарковский начали писать сценарий в начале 1968 года в доме отдыха кинематографистов "Репино" под Ленинградом. Сюжет рождался из воспоминаний собственной жизни Тарковского, из рассказанных кем - то историй, из обсуждений литературных произведений и т. д. Вначале не было никаких записей. Только после того, как накопилось большое число идей и образов, Мишарин и Тарковский стали пытаться систематизировать всё то, что ими обсуждалось. Было выделено 36 эпизодов (впоследствии, учитывая намеченную длительность картины, их число сократили до 28). После этого сценарий стали переносить на бумагу - ежедневно записывали по два эпизода, обсуждали и вносили правки. Сценарий был готов через две недели, 14 эпизодов были написаны Мишариным, 14 - Тарковским. Сценарий имел необычную форму: его построили на предполагаемом диалоге с матерью Тарковского в виде анкеты - она отвечала на вопросы о своей жизни, каждый из её ответов сопровождался своеобразным кинематографическим комментарием.
  • На студии экспериментального творческого объединения Григория Чухрая сценарий фильма поддержали, но председатель Госкино А. В. Романов был категорически против. Реализация сценария "Белый, белый день" оказалась невозможной, и Тарковскому пришлось обратиться к другой теме: он приступил к съёмкам фильма "Солярис".
  • В 1972 году председателем Госкино был назначен Ф. Т. Ермаш, взгляды чиновников советского кинематографа стали либеральнее, и Тарковский получил разрешение снимать фильм по сценарию "Белый, белый день". Перед началом работы над картиной режиссёр пересмотрел подход к сценарию, в котором диалог с матерью предполагалось снимать скрытой камерой. Тарковский решил переписать сценарий, в результате чего диалог в форме анкеты с матерью, следовавший перед каждым эпизодом, был из сценария убран. Более того, когда фильм был запущен в производство, сценарий постоянно менялся, каждый день съёмочная группа не знала, какая именно сцена будет сниматься. Соавторы сценария перерабатывали эту сцену накануне и приходили на съёмочную площадку с обрывками бумаги, на которых был расписан новый вариант эпизода.
  • В процессе съёмки были добавлены новые эпизоды, заменившие убранное из сценария интервью с матерью, в частности, была значительно расширена роль матери в исполнении М. Тереховой.
  • По словам Олега Янковского, часть фильма снимали в Тучкове.
  • Когда снимали один из последних эпизодов фильма, Тарковский предложил новое название для картины - "Зеркало".
  • После окончания съёмок на этапе монтажа перед сценаристом и режиссёром возникли сложности с выбором последовательности эпизодов фильма. Всего было снято 32 эпизода. Тарковский предложил сделать "кассу для букв с 32 кармашками" и в каждую поместить карточку с названием эпизода: "Продажа серёжек", "Типография", "Сеанс гипноза", "Испанцы" и т. д. По воспоминаниям А. Мишарина, перекладывание карточек заняло более 20 дней - в каждом из вариантов последовательности выявлялись эпизоды, не вписывавшиеся в образную цепочку, не связывались и не вытекали из других эпизодов. В конечном итоге решение было найдено после того, как один из эпизодов вынесли в пролог, после чего последовательность всех остальных эпизодов гармонично "сложилась".
  • Монтажом фильма занималась Л. Фейгинова. По её словам, именно она настояла на том, чтобы эпизод "Я могу говорить", который по сценарию должен был быть внутри фильма, вынесли в пролог картины. Кроме того, Тарковский принял её предложение читать стихи на фоне кинохроники, тем самым делая стихи "достовернее и доступнее, а хронику - поэтичнее".
  • Премьерный показ фильма был устроен в узком кругу лиц, на премьеру пригласили Д. Шостаковича, П. Капицу, В. Шкловского, П. Нилина, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова. Отзыв о картине с их стороны был положительным.
  • Председатель Госкино Ф. Т. Ермаш после просмотра фильма, по словам А. Мишарина, выдержал долгую паузу и затем сказал: "У нас, конечно, свобода творчества! Но не до такой же степени!" С одной стороны, в готовый фильм не вносили никаких исправлений, с другой стороны, реакция председателя Госкино повлияла на прокат картины - её показали только в нескольких кинотеатрах Москвы.
  • Ф. Т. Ермаш дважды обещал отправить фильм "Зеркало" на Каннский фестиваль, но так и не дал на это разрешения, фильм не попал и на конкурс Московского кинофестиваля. В то же время фильм был продан зарубежным прокатным компаниям, его показывали во Франции, Италии и других странах. В Италии "Зеркало" стало лучшим иностранным фильмом 1980 года.
  • В квартире Алексея, когда он разговаривает с матерью по телефону, можно заметить плакат фильма "Андрей Рублев", режиссером которого также является Андрей Тарковский.
  • Идея создания фильма появилась в 1967 году после окончания съёмок картины "Андрей Рублёв". По воспоминаниям драматурга А. Мишарина, во время прогулки с Тарковским вдоль Измайловских прудов речь зашла о сценарной истории, в которой были бы отражены современность нашей страны, сегодняшний день, реалии нашей действительности. Сюжет предполагаемой картины при этом во многом совпадал с реальной жизнью Тарковского, в частности, обсуждались такие детали, как уход отца из семьи, непростые отношения главного героя с родителями и т. д.
  • Сценарий фильма имел название "Белый, белый день".
  • А. Мишарин и А. Тарковский начали писать сценарий в начале 1968 года в доме отдыха кинематографистов "Репино" под Ленинградом. Сюжет рождался из воспоминаний собственной жизни Тарковского, из рассказанных кем - то историй, из обсуждений литературных произведений и т. д. Вначале не было никаких записей. Только после того, как накопилось большое число идей и образов, Мишарин и Тарковский стали пытаться систематизировать всё то, что ими обсуждалось. Было выделено 36 эпизодов (впоследствии, учитывая намеченную длительность картины, их число сократили до 28). После этого сценарий стали переносить на бумагу - ежедневно записывали по два эпизода, обсуждали и вносили правки. Сценарий был готов через две недели, 14 эпизодов были написаны Мишариным, 14 - Тарковским. Сценарий имел необычную форму: его построили на предполагаемом диалоге с матерью Тарковского в виде анкеты - она отвечала на вопросы о своей жизни, каждый из её ответов сопровождался своеобразным кинематографическим комментарием.
  • На студии экспериментального творческого объединения Григория Чухрая сценарий фильма поддержали, но председатель Госкино А. В. Романов был категорически против. Реализация сценария "Белый, белый день" оказалась невозможной, и Тарковскому пришлось обратиться к другой теме: он приступил к съёмкам фильма "Солярис".
  • В 1972 году председателем Госкино был назначен Ф. Т. Ермаш, взгляды чиновников советского кинематографа стали либеральнее, и Тарковский получил разрешение снимать фильм по сценарию "Белый, белый день". Перед началом работы над картиной режиссёр пересмотрел подход к сценарию, в котором диалог с матерью предполагалось снимать скрытой камерой. Тарковский решил переписать сценарий, в результате чего диалог в форме анкеты с матерью, следовавший перед каждым эпизодом, был из сценария убран. Более того, когда фильм был запущен в производство, сценарий постоянно менялся, каждый день съёмочная группа не знала, какая именно сцена будет сниматься. Соавторы сценария перерабатывали эту сцену накануне и приходили на съёмочную площадку с обрывками бумаги, на которых был расписан новый вариант эпизода.
  • Когда снимали один из последних эпизодов фильма, Тарковский предложил новое название для картины - "Зеркало".
  • После окончания съёмок на этапе монтажа перед сценаристом и режиссёром возникли сложности с выбором последовательности эпизодов фильма. Всего было снято 32 эпизода. Тарковский предложил сделать "кассу для букв с 32 кармашками" и в каждую поместить карточку с названием эпизода: "Продажа серёжек", "Типография", "Сеанс гипноза", "Испанцы" и т. д. По воспоминаниям А. Мишарина, перекладывание карточек заняло более 20 дней - в каждом из вариантов последовательности выявлялись эпизоды, не вписывавшиеся в образную цепочку, не связывались и не вытекали из других эпизодов. В конечном итоге решение было найдено после того, как один из эпизодов вынесли в пролог, после чего последовательность всех остальных эпизодов гармонично "сложилась".
  • Монтажом фильма занималась Л. Фейгинова. По её словам, именно она настояла на том, чтобы эпизод "Я могу говорить", который по сценарию должен был быть внутри фильма, вынесли в пролог картины. Кроме того, Тарковский принял её предложение читать стихи на фоне кинохроники, тем самым делая стихи "достовернее и доступнее, а хронику - поэтичнее".
  • Председатель Госкино Ф. Т. Ермаш после просмотра фильма, по словам А. Мишарина, выдержал долгую паузу и затем сказал: "У нас, конечно, свобода творчества! Но не до такой же степени!" С одной стороны, в готовый фильм не вносили никаких исправлений, с другой стороны, реакция председателя Госкино повлияла на прокат картины - её показали только в нескольких кинотеатрах Москвы.
  • Ф. Т. Ермаш дважды обещал отправить фильм "Зеркало" на Каннский фестиваль, но так и не дал на это разрешения, фильм не попал и на конкурс Московского кинофестиваля. В то же время фильм был продан зарубежным прокатным компаниям, его показывали во Франции, Италии и других странах. В Италии "Зеркало" стало лучшим иностранным фильмом 1980 года.

Отзывы

Отзывов: 0
Для добавления отзывов, необходимо войти или зарегистрироваться на сайте.